Урок черчения "Построение проекций точек на поверхности предмета"
ХОД УРОКА I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1)Организационный момент (настроение).1 мин. 2)Актуализация опорных знаний.5 мин.
II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. 1)Беседа по новой теме.10 мин. 2)Чтение чертежей (самопроверка).5 мин. 3)Работа в группах (взаимоконтроль).5 мин. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА. РЕФЛЕКСИЯ (НАСТРОЕНИЕ) III ЭТАП. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. 1)Практическая работа (задание по выбору).10 мин.
IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. 1)Задание на дом (инструктаж).3 мин. 2)Рефлексия (настроение).3 мин. 3)"Ошибающийся учитель” – найти ошибки.2 мин.
I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) Учитель: Проверьте свое рабочее место, всё ли на месте? Все готовы к работе? ВЗДОХНУЛИ ГЛУБОКО, НА ВЫДОХЕ ЗАДЕРЖАЛИ ДЫХАНИЕ, ВЫДОХНУЛИ. Определите свое настроение на начало урока по схеме (такая схема лежит у каждого на столе) Я ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ. 2) Учитель: Практическая работа по теме "Проекции вершин, ребер, граней” показала, что есть ребята, которые допускают ошибки при проецировании. Путаются, какая из двух совпадающих точек на чертеже является видимой вершиной, а какая невидимой; когда ребро параллельно плоскости, а когда перпендикулярно. То же самое с гранями. Чтобы исключить повторение ошибок, по консультирующей карточке выполните необходимые задания и исправьте ошибки в практической работе (от руки). И работая, помните: "ОШИБАТЬСЯ МОЖЕТ КАЖДЫЙ, ОСТАВАТЬСЯ ПРИ СВОЕЙ ОШИБКЕ – ТОЛЬКО БЕЗУМНЫЙ”. А тот, кто хорошо усвоил тему, поработают в группах с творческими заданиями (см. Приложение 1). II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 1) Учитель: На производстве встречаются множество деталей, которые крепятся друг к другу определенным образом. Например: Крышка рабочего стола крепится к вертикальным стойкам. Обратите внимание на стол, за которым вы находитесь, как и чем крепятся между собой крышка и стойки? Ответ: Болтом. Учитель: А что для болта необходимо? Ответ: Отверстие. Учитель: Действительно. А чтобы отверстие выполнить, надо знать его расположение на изделие. Изготавливая стол, столяр не может каждый раз обращаться к заказчику. Значит, чем необходимо обеспечить столяра? Ответ: Чертежом. Учитель: Чертеж!? А что мы с вами называем чертежом? Ответ: Чертежом называется изображение предмета прямоугольными проекциями в проекционной связи. По чертежу можно представить геометрическую форму и конструкцию изделия. Учитель: Мы с вами выполнили прямоугольные проекции, а дальше? Сможем ли мы по одним проекциям определить расположение отверстий? Что нам необходимо еще знать? Чему научиться? Ответ: Строить точки. Находить проекции этих точек на всех видах. Учитель: Молодцы! Это и есть цель нашего урока, и тема: Построение проекций точек на поверхности предмета. Запишите тему урока в тетрадь. Мы с вами знаем, что любая точка или отрезок на изображении предмета являются проекцией вершины, ребра, грани, т.е. каждый вид – это изображение не с одной стороны (гл. вид, вид сверху, вид слева), а всего предмета. Для того, чтобы правильно находить проекции отдельных точек, лежащих на гранях, нужно прежде всего найти проекции этой грани, а затем при помощи линий связи отыскать проекции точек. (Смотрим чертеж на доске, работаем в тетради, где выполнены дома 3 проекции такой же детали). – Открыли тетрадь с выполненным чертежом (Объяснение построения точек на поверхности предмета с наводящими вопросами на доске, а учащиеся закрепляют в тетради.) Учитель: Рассмотрим точку В. Какой плоскости параллельна грань с этой точкой? Ответ: Грань параллельна фронтальной плоскости. Учитель: Задаемся проекцией точки b’ на фронтальной проекции. Проводим вниз от точки b’ вертикальную линию связи до горизонтали проекции. Где будет находиться горизонтальная проекция точки В? Ответ: На пересечении с горизонтальной проекцией грани, которая спроецировалась в ребро. И находится внизу проекции (вида). Учитель: Профильная проекция точки b’’, где будет находиться ? Как мы ее найдем? Ответ: На пересечении горизонтальной линии связи из b’ с вертикальным ребром справа. Это ребро и есть проекция грани с точкой В. К ДОСКЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ ЖЕЛАЮЩИЕ ПОСТРОИТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПРОЕКЦИЮ ТОЧКИ. Учитель: Проекции точки А так же находятся с помощью линий связи. Какой плоскости параллельна грань с точкой А? Ответ: Грань параллельна профильной плоскости. Задаемся на профильной проекции точкой а’’. Учитель: На какой проекции грань спроецировалась в ребро? Ответ: На фронтальной и горизонтальной. Проведем горизонтальную линию связи до пересечения с вертикальным ребром слева на фронтальной проекции, получим точку а’. Учитель: А как найти проекцию точки А на горизонтальной проекции? Ведь линии связи из проекции точек а’ и а’’ не пересекают проекцию грани (ребро) на горизонтальной проекции слева. Что нам может помочь? Ответ: Можно воспользоваться постоянной прямой (она определяет место вида слева) из а’’ проводят вертикальную линию связи до пересечения с постоянной прямой. Из точки пересечения проводят горизонтальную линию связи, до пересечения с вертикальным ребром слева. (Это и есть грань с точкой А) и обозначает проекцию точкой а. 2) Учитель: У каждого на столе лежит карточка-задание, с прикреплённой калькой. Рассмотрите чертёж, теперь попробуйте самостоятельно, без перечерчивания проекций, найти на чертеже заданные проекции точек. – Найдите в учебнике стр. 76 рис. 93. Проверьте себя. Кто выполнил правильно – оценка '5''; одна ошибка – ‘’4’’; две – ‘’3’’. (Оценки выставляют сами учащиеся в листе самоконтроля). – Собрать карточки для проверки. 3) Работа в группах: Время ограничено: 4мин. + 2 мин. проверки. (Две парты с учащимися объединяются, и внутри группы выбирается руководитель). На каждую группу раздаются задания в 3-х уровнях. Учащиеся выбирают задания по уровням, (по своему желанию). Решают задачи на построение точек. Обсуждают построение под контролем руководителя. Затем на доске с помощью кодоскопа высвечивается правильный ответ. Все проверяют правильность выполнения проецирования точек. При помощи руководителя группы выставляют оценки на заданиях и в листах самоконтроля (см. Приложение 2 и Приложение 3). ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА. РЕФЛЕКСИЯ "Поза фараона” – сесть на край стула, выпрямить спину, руки согнуть в локтях, ноги скрестить и поставить на носочки. Вздохнуть, напрячь все мышцы тела на задержке дыхания, выдохнуть. Сделать 2-3 раза. Глаза сильно зажать, до звездочек, открыть. Отметить свое настроение. III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. (Индивидуальные задания) Предлагаются карточки-задания на выбор с разным уровнем. Учащиеся самостоятельно выбирают по своим силам вариант. Найти проекции точек на поверхности предмета. Работы сдаются и оцениваются к следующему уроку. (См. Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6). IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 1) Задание на дом. (Инструктаж). Выполняется по уровням: В – понимание, на "3". Упр.1 рис. 94а стр. 77 – по заданию в учебнике: достроить недостающие проекции точек на данных проекциях. Б – применение, на "4". Упр.1 рис.94 а, б. достроить не достающие проекции и обозначить вершины на наглядном изображении в 94а и 94б. А – анализ, на "5". (Повышенной сложности.) Упр. 4 рис.97 – построить не достающие проекции точек и обозначить их буквами. Наглядного изображения нет. 2) Рефлексивный анализ. Определите настроение в конце урока, отметьте в листе самоконтроля любым знаком. Что нового узнали сегодня на уроке? Какая форма работы наиболее эффективна для вас: групповая, индивидуальная и вы хотели бы, чтобы она повторялась на следующем уроке? Собрать листки самоконтроля. 3) "Ошибающийся учитель” Учитель: Вы научились строить проекции вершин, ребер, граней и точки на поверхности предмета, соблюдая все правила построения. Но вот вам передали чертеж, где есть ошибки. Попробуйте теперь себя в роли учителя. Найдите сами ошибки, если найдете все 8–6 ошибок, то оценка соответственно "5”; 5–4 ошибки –"4”, 3 ошибки – "3”.
|